Первую часть статьи я окончила рассказом о яйцах Фаберже. Всю их прелесть и тончайшее мастерство работы невозможно передать ни одной фотографией. Поэтому я предлагаю вам посмотреть видео ниже, в котором показано, как устроены эти необыкновенные творения, после чего мы продолжим наше путешествие по музею.
Начинаем мы сегодня с Золотой гостиной. При Шуваловых это была парадная столовая, что объясняет пышную стилистику интерьера. Чтобы полностью оценить пространство этой богатой залы, нужно посмотреть на нее со стороны - тогда становится видно, что в арках, поддерживающих свод, прорезаны фигуры львов-щитодержателей.
В конце 19 века фирма Фаберже занимает важную нишу в искусстве - она начинает заниматься индустрией подарка. Изготовление оригинальных дорогих сувениров - objets d'art или objets de fantaisie - в виде художественных ювелирных изделий становится одним из главных направлений деятельности фирмы.
В витринах этого зала можно увидеть подарочные предметы, которые император Николай II дарил от своего имени родственникам, подданным, министрам и дипломатам. Среди них табакерки либо с портретами монарха, выполненными акварелью по слоновой кости, либо с официальной государственной символикой (именные вензели и изображение двуглавого орла).
У Фаберже также заказывали подарки и для самой императорской семьи. В экспозиции представлена целая серия портсигаров, драгоценных коробочек, одна другой изящнее, которые часто дарили Николаю II, известному курильщику.
Отдельную группу составляют предметы миниатюрной мебели. Многие из них имели практическое значение. Например, эти самоварчики - настольные зажигалки.
Особых высот мастера фирмы Фаберже достигли в технике эмали гильоше. Даже ювелиры Франции - родины этой техники, признавали первенство русских эмальеров в конце 19 - начале 20 века.
Палитра эмалей составляла 144 оттенка. Рисунок (чешуя, волны, лучи, муар) наносился на основу из золота или серебра специальными гильоширными машинами, за счет чего создавалась оптическая иллюзия сверкания и перелива. Особенно ценились эмали белого цвета, "устричного", за его перламутровый отлив и теплого розового, "сёмужного", к слову, это был любимый оттенок императрицы Александры Федоровны.
Эмалевыми работами занимались в специальной мастерской под руководством Петрова Н. А. Секретная рецептура эмалей так и не раскрыта и считается утерянной. Ни один ювелирный дом не смог повторить то, что делали в мастерской Фаберже.
Эмалевую палитру можно хорошо рассмотреть на изделиях, представленный в Аванзале. Это так называемые предметы категории objets de vertu, то есть массовые, предназначенные для различных слоев населения, но выполненные на таком высочайшем ювелирном уровне, что граничили с произведениями искусства. Вот некоторые из них.
-
Часы, рамки для фотографий, портсигары, табакерки
-
Вся палитра эмалей на дамских пряжках
-
Сумочка из золота весом 1,5 килограмма
-
Несессер из "сёмужной" эмали (крючок использовали для натягивания перчаток)
-
Многие предметы имеют культурно-историческую ценность: по ним можно изучать быт эпохи Романовых. Хороший пример - набор для игры в карты, покрытый эмалью цвета мальва. Обычно игра шла за столом, покрытым сукном. В начале игры игроки брали мелки для записи счета прямо на сукне, а по окончании игры стирали его щетками.
-
Дамский минодьер (полосатая коробочка) - прообраз косметички, рядом с ней маленький золотой футляр-помадница , помада в то время выглядела именно так.
Как я уже писала, в коллекцию музея входят не только работы фирмы Карла Фаберже, но и его современников. Особое значение имеет собрание московских мастеров эмальерного дела, представленное в Белом и Голубом залах.
Во второй половине 19 века наибольшее распространение получает техника эмали по скани: контур изображения выкладывался серебряной витой проволокой (сканью). Среди мастеров, работающих в этой технике, я бы хотела выделить Антипа Кузмичева и Федора Рюкерта.
Антип Иванович Кузмичев рано понял, что неорусский стиль высоко ценится за рубежом, и активно сотрудничал со знаменитой американской фирмой "Тиффани".
Для нее мастером были изготовлены шкатулки в виде императорской короны и роскошный прибор для пунша, украшенный стилизованными серебряными "льняными" салфетками в русском стиле. Полотенца выполнены в технике имитации. Гравировка на металле настолько искусна, что только при ближайшем рассмотрении сбоку становится понятно, что это не ткань, а серебро.
В набор входят братина, чаши и черпак. Почти на всех предметах можно прочитать русские застольные пословицы и и поговорки: "Вино не пить, хозяина не любить", "Загорелась душа до винного ковша", "Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит". Надпись есть и на ковше-черпаке: "Наливай, брат, наливай, все до капли выпивай".
Особая гордость музея - 130 работ Фридриха Морица Рюкерта, мастера с неповторимым художественным почерком. Сотрудники музея Фаберже специально ездили в Москву, чтобы познакомиться с родственниками Рюкерта и больше узнать об этом выдающемся человеке.
Уроженец Эльзас-Лотарингии, в 14 лет он переехал в Российскую Империю, со временем обрусел и получил имя Федора Ивановича. Несмотря на тевтонские корни, Рюкерт очень тонко понимал идею русского стиля. За основу он брал старинные русские сосуды, но украшал их орнаментом более современным. Встречаются даже зачатки стиля модерн.
Важный прием работ Рюкерта - украшение изделий картинами русских художников. Изображения наносились вручную мастером фирмы Рюкерта огнеупорными эмалевыми красками на металле - то, что мы сегодня знаем как финифть.
В противовес декоративным Рюкерт делает предметы функциональными. Это прежде всего канцелярские наборы (пресс-папье, чернильницы, ёмкости для марок, канцелярские ножи), салфетницы и подставки под карты.
Сегодня за Рюкертом охотятся все музеи декоративно-прикладного искусства. Его предметы есть даже в знаменитой Royal Collection, которая собиралась английскими королями на протяжении 600 лет.
Завершает нашу экскурсию по музею Готический зал.
В результате реставрационных расчисток под восемью слоями краски были обнаружены фрагменты темперной живописи, по которым был восстановлен весь декор свода.
При последнем Шувалове в этом зале располагалась библиотека, а сейчас здесь представлена коллекция икон в драгоценных окладах.
Во время подготовки этого материала я выходила на разные источники о семье Фаберже и её истории. Больше всего меня интересовал вопрос, что же стало со знаменитой фирмой после революции? Поэтому завершающим штрихом цикла "Фаберже" будет статья о возникновения фирмы, её расцвете и дальнейшей судьбе вплоть до наших дней.