ГМИИ им. Пушкина
4 марта - 15 мая. Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом. (Главное здание)
Работы отца и сына, которые вошли в историю искусства как Лукас Кранах Старший и Лукас Кранах Младший, впервые в России будут показаны вместе. Приедут работы из Берлина и Мадрида, Будапешта и Санкт-Петербурга - 50 картин, четыре рисунка и более полусотни ксилографий. Здесь музыки в залах не обещают, но XVI век, одновременно плоский и яркий, полный христианских мучеников и языческих богинь, предстанет перед нами во всем своем богатстве. Оба художника - и папа, ставший придворным живописцем Фридриха Мудрого Саксонского, и сын, унаследовавший его мастерскую, - изображают местную знать, с удовольствием фиксируют ритуалы придворной охоты и нежно выписывают обнаженных Венер.
17 мая - 6 сентября. Река Конго. Произведения искусства Центральной Африки из собрания музея Бранли. (Галерея искусства стран Европы и Америки, ул. Волхонка, 14) Скульптура, маски и предметы культа в сопровождении картин из собрания ГМИИ.
7 июня - 4 сентября. Лев Бакст. Ретроспективная выставка к 150-летию со дня рождения художника. (Главное здание)
Юбилейная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения российского художника. Более 200 картин, рисунков, театральных костюмов и архивных фотографий Льва Бакста, собранные международной группой кураторов воздадут должное богатому и многообразному творчеству этого удивительного мастера. В состав выставки включены произведения из российских и западных государственных и частных собраний, многие из которых будут впервые экспонироваться на родине художника.
Сентябрь 2016 — январь 2017. Альбер Марке
Городские пейзажи, которые Марке писал, наблюдая Париж из окна своей студии, берега Сены и порты Средиземного моря, холод Па-де-Кале и привычная французам экзотика Туниса. Выставку из государственных и частных собраний Европы и Америки готовит парижский Музей современного искусства - там она пройдет с апреля по август, а затем сразу приедет к нам. Пушкинский музей ее дополнит материалами о поездке Марке в Россию (в 1934 году) и произведениями московских и ленинградских художников той эпохи, на которых повлиял французский живописец.
Государственная Третьяковская галерея
19 февраля — 24 апреля. Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи. (Лаврушинский пер.)
Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет; после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Потому дамы и кавалеры XVIII века будут окружены видами столицы и дворянских усадеб, а в залах будет звучать музыка композиторов того времени. Министры и адмиралы, поэты и прекрасные дамы приедут в из Музея Тропинина, Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа и Тверской областной картинной галереи.
18 марта — 14 июня. ГЕЛИЙ КОРЖЕВ. "...Имею право" (Крымский Вал)
Самая масштабная монографическая выставка последнего мощного русского реалиста XX века.
22 апреля — 24 июля. ОТ ЕЛИЗАВЕТЫ ДО ВИКТОРИИ. АНГЛИЙСКИЙ ПОРТРЕТ ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕИ, ЛОНДОН. (Лаврушинский пер.)
Лондонская Национальная портретная галерея - один из немногих музеев мира, где полотна собраны не по принципу художественной значимости, а по принципу "важный человек в истории страны - портрет должен быть в галерее". Этакий коллективный фотоальбом Великобритании, заведенный в XIX веке и собравший фотокарточки с века шестнадцатого. При этом - никакой идеологической цензуры: рядом с великой балериной может висеть лидер английских фашистов, проповедовавший в середине ХХ века необходимость дружбы с Гитлером: был такой - значит был, англичане историю не корректируют. Но к нам на выставку из всей огромной коллекции привезут, конечно, только самых выдающихся персонажей: среди них Байрон и Вальтер Скотт, Ньютон и Джеймс Кук, королева Елизавета I, королева Виктория - ну и Оливер Кромвель, обходившийся с королями довольно невежливо.
1 мая — 31 июля. ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. КОНТРАПУНКТ: КОМПОЗИЦИЯ VI – КОМПОЗИЦИЯ VII. К 150-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА (Крымский Вал)
В честь 150-летия со дня рождения великого абстракциониста два музея — Третьяковская галерея и Эрмитаж - устраивают выставку двух его картин. "Композиция VI" находится в собрании Эрмитажа, "Композиция VII" - в Третьяковке, и последний раз они демонстрировались вместе двадцать шесть лет назад. Обе работы были созданы в 1913 году, и в них бушует, взрывается, предчувствует великие потрясения целый мир, разлетающийся на кусочки и намеренный собраться по новым правилам, вот только никто не знает — каким. Важной частью экспозиции станет специальный мультимедийный проект "Путь к абстракции": посетителям расскажут о том, как вообще появлялась в истории беспредметная живопись.
18 мая - 1 августа. ЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ П.М. ТРЕТЬЯКОВА.
В год 160-летия Третьяковской галереи гости музея узнают больше о жизни, увлечениях и пристрастиях ее основателя Павла Михайловича Третьякова. Выставка представит 130 ранее неэкспонированных фотографий, сделанных во время путешествий. Будут показаны немногочисленные сохранившиеся мемориальные предметы и фотографии родственников и друзей Третьякова, людей, с которыми он встречался в поездках или вместе с которыми путешествовал, а также журналы и путеводители тех лет.
29 июля — 20 ноября. ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. (Крымский Вал)
По словам Ивана Константиновича Айвазовского, за жизнь он создал порядка 6 000 работ. 100 из них - из Третьяковки, Русского музея, Национальной картинной галереи в Феодосии, провинциальных музеев и частных собраний - выбраны для показа на юбилейной выставке. Посетители увидят "Девятый вал", "Радугу", "Черное море", "Волну" и никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно "У берегов Кавказа". А "для настроения" в залах появятся макеты кораблей, подзорные трубы, глобус и компасы.
31 октября — 15 января 2017. ROMA AETERNA. ШЕДЕВРЫ ПИНАКОТЕКИ ВАТИКАНА. БЕЛЛИНИ, РАФАЭЛЬ, КАРАВАДЖО. (Лаврушинский пер.)
Ватикан не часто разрешает творениям великих художников, обитающим в его Музеях, покидать обжитые места, так что эта выставка в Третьяковке вполне себе тянет на сенсацию, и не только межгосударственного, но мирового масштаба. Джованни Беллини и Гвидо Рени, Рафаэль и Караваджо, Пьетро Перуджино и Николя Пуссен — Пинакотека предъявляет свои сокровища и утверждает, что Рим действительно вечен.
Музей Москвы
12 февраля — 20 марта. Необыкновенная выставка Резо Габриадзе.
Летом Резо Габриадзе, сценаристу, фантастическому художнику, создателю всемирно известного театра марионеток, исполнится 80 лет. Музей Москвы начинает отмечать его юбилей заранее и очень масштабно: на выставке можно будет увидеть 600 графических и живописных работ мастера. Но этим дело не ограничится: в музее будут показывать фильмы, снятые по сценариям Габриадзе (в том числе "Не горюй!", "Мимино", "Кин-дза-дза" и менее знаменитые "Серенада", "Кувшин", "Чудаки2), и даже выстроят специальный театральный зал для гастролей его театра. "Сталинград", "Осень моей весны", "Рамону" в Москве показывали не раз, но нет сомнений, что снова будут аншлаги, и взрослые мужчины будут рыдать в зале над историей ломовой лошади-санитара Алеши, влюбленного в цирковую артистку Наташу Белокопытову. Воробей в "Осени моей весны" пожертвует собой из-за любви в послевоенном Кутаиси, а маленький паровоз Рамона, разговаривающий голосом Чулпан Хаматовой, все так же будет предан могучему паровозу Эрмону. Все истории Габриадзе (в том числе и "Бриллиант маршала де Фантье", который в Москве будет показан лишь во второй раз) - о любви; все его рисунки - о ней же.
Фотобиеннале 2016
Площадка в Мультимедия Арт Музее представляет с 10 февраля
- THE CAL: PIRELLI CALENDAR 2016. Анни Лейбовиц
- Ян Белински. ЛЮДИ И НЕ ТОЛЬКО
и другие выставки в рамках фестиваля.
Площадка в Выставочном зале Манеж представляет с 17 февраля
- Грациано Аричи. ВЕНЕЦИЯ. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В ЛИЦАХ
- Кристина Гарсия Родеро. ОТКРЫВ РОТ
и другие выставки в рамках фестиваля.
Площадка в Усадьбе Муравьевых-Апостолов (Старая Басманная 23/9) представляет с 18 февраля
- ГЕНЕЗИС. Фотографии Себастьяна Сальгадо
Мультимедия Арт Музей
11 марта - 9 мая. КАНДИДА ХЕФЕР. ЭРМИТАЖ. ДВОРЦЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2 марта - 8 мая. ХИРОСИ СУГИМОТО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ В ТРЕХ ЧАСТЯХ
Выставочный зал Манеж
осень 2016. Борис Орлов
Фонд Breus Foundation покажет в Манеже работы классика соц-арта и одного из главных героев андеграундной художественной культуры 1970-х.
Еврейский музей и центр толерантности
8 апреля – 13 июня 2016. До востребования. Коллекция русского авангарда региональных музеев
Экспозиция российского авангарда из коллекций нескольких десятков региональных музеев. Работ много, и все они качественные: сразу после революции советское правительство стало массово закупать творения художников-авангардистов и отправлять их в музеи для наглядной агитации за новую жизнь — только с 1918-го по 1920-й по России было распределено больше тысячи произведений. Среди авторов, попавших таким образом в провинцию, оказались Малевич, Кандинский, Ларионов, Гончарова, Попова, Шагал и десятки менее известных, но тоже интересных творцов — всех их вместе и соберет выставка в Еврейском музее.
ММОМА на Петровке
28 марта – 22 мая. Art.up Art.in. Первый ежегодный фестиваль об искусстве как стиле жизни
Масштабный выставочный проект, цель которого найти точки соприкосновения между отечественным искусством XX-XXI веков и визуальной философией работающих на российском рынке компаний, представляющих различные секторы экономики. Двадцать пять экспозиционных залов главного здания музея превратятся в беспрецедентную экспериментальную площадку, где впервые в российской музейной практике в диалог вступят творческие высказывания из сфер музейного искусства и коммерческого дизайна. Тем самым, вспоминая об опыте мастеров стиля модерн, конструктивистов или дизайнеров Bauhaus, музей вновь заострит внимание на едином поле формотворчества, влияющего на все сферы жизни человека.
ММОМА на Гоголевском
12 сентября – 13 ноября. Стефан Балкенхол
Выставка главного немецкого скульптора мирового масштаба. Балкенхол работает с мало привычным для современных художников материалом: его специализация - деревянные скульптуры и рельефы. Его персонажи обыденны: офисные клерки, посетители супермаркетов и прохожие на улице. Выглядят они довольно беззащитными и немного потерянными: так художник показывает, что главный герой современности - "маленький" человек. Техника намеренно грубовата (он не «вылизывает» поверхность), человек-персонаж часто приподнят над землей (или стоит на длиннющих ногах, или, например, сидит на шее у жирафа). Европейские критики считают, что некоторая эксцентрика Балкенхола появилась в ответ на царствовавший в Гамбургской школе искусств (где он учился) минимализм; впрочем, скорее, его негромкий юмор и тайное сочувствие к людям — изначальное свойство характера. Специально для выставки в ММОМА Балкенхол сделает несколько рельефов, вдохновленных Москвой.
Гараж
17 марта — 31 августа. Рашид Джонсон
Новый проект в рамках программы Garage Artium Commissions (музей заказывает художникам создание произведения специально для атриума музея; в распоряжении творца оказывается пространство высотой десять метров, и его творение видно со всех этажей "Гаража") поручен афроамериканскому художнику Рашиду Джонсону, который выстроит композицию из скульптурных элементов и живых тропических растений (пальмы, драцены, фикусы и папоротники); в работе ему помогут специалисты из ботанических садов Москвы.
17 марта – 18 июня. Виктор Пивоваров
Выставка одного из главных московских концептуалистов. В своих работах Пивоваров создавал на первый взгляд наивный мир отдельных персонажей, который на поверку оказывался полным символических отсылок и скрытых смыслов. Разгадать ребусы художника на выставке в "Гараже" помогут герои его работ — одинокий человек, монах и подросток: организаторы обещают, что те "заговорят" и станут настоящими экскурсоводами.
Музей Анатолия Зверева
(2-я Тверская-Ямская ул., 24)
Март. Красавица столетий
Главная героиня выставки - Оксана Асеева. Вдова Николая Асеева — женщина, пришедшая в московские шестидесятые-семидесятые из времен Блока и Маяковского, — была старше Зверева на 39 лет, и он поклонялся ей так, как никому в своей жизни. И - рисовал ее, рисовал, рисовал. Но кроме Асеевой грустной и Асеевой веселой, Асеевой ясной и Асеевой смутной, на выставке будут и работы, посвященные другим прекрасным дамам и девицам, вызывавшим взрыв вдохновения у художника.
Выставочный зал Успенская звонница Московского Кремля
31 марта — 31 июля. Драгоценности, вдохновленные природой
Персональная выставка Ильгиза Фазулзянова в Кремле - знак признания высочайшего качества работы художника-ювелира. Фазулзянов владеет всеми ювелирными техниками, но душа его отдана эмали. Его работы заставляют вспомнить избыточность ар нуво с прихотливым переплетением линий и жемчужными стеблями алых маков. Сюжеты ювелир находит в природе - и подвеску "Вороны", которая была приобретена Музеями Московского Кремля, он, должно быть, придумал в лесу, где среди ветвей выясняли отношения черные птицы. Cтрекозы же сели на круглую подвеску, названную в их честь, прямо на лугу. Экспонаты будут предоставлены для выставки владельцами из США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, а также нашими соотечественниками.
Сайт выставки - http://ilgizf.show/?locale=ru
Выставочные залы Успенская звонница и Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля
30 сентября 2016 — 11 января 2017. Дома высокой моды эпохи Ар Деко. Из собрания института костюма Киото
Институт костюма Киото владеет 12 000 нарядами из разных стран. Современные дизайнеры считают за честь быть представленными в этом собрании, а дома Высокой моды дарят Институту коллекции целиком. В Москву в качестве первого опыта сотрудничества с музеями Кремля японцы привозят 40 костюмов эпохи Ар Деко. Можно будет увидеть продукцию таких работавших для дам в первой трети ХХ века европейских модельеров, как Жак Дусе, Поль Пуаре, Жанна Пакен, Коко Шанель и многих других, а также продукцию японской фирмы Такашимая, работавшей на европейский рынок. Эпоха Ар Деко демонстрировала роскошь, в которой был художественный смысл, - и отголоски ее идей слышны до сих пор; забавно угадывать в чертах светского платья те находки, которые потом будут работать в гораздо более скромных ежедневных нарядах.
V Московская международная биеннале молодого искусства
Основные площадки: Трехгорная мануфактура, ГЦСИ, ММОМА.
Главное событие лета — V Московская международная биеннале молодого искусства — ставит своей целью "открывать новые имена молодых авторов, создавать условия для их представления публике и развивать современное искусство в городской среде". Основная площадка в этом году - Трехгорная мануфактура. Среди организаторов — Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский музей современного искусства (ММОМА), Министерство культуры и департамент культуры Москвы. До начала декабря каждый желающий поучаствовать в биеннале молодой (до 35 лет) художник мог подать заявку и получить шанс сотворить что-то выдающееся. В этот раз изменился и принцип выбора куратора: если раньше молодежь опекали старшие специалисты, то теперь было решено предоставить свободу их ровесникам - и в конкурсе кураторов победил 32-летний британец Надим Самман, уже известный по нескольким выставочным проектам в Лондоне, Марракеше и Венеции. Появилась на биеннале и новая должность — комиссара. Им стала независимый куратор и продюсер Екатерина Кибовская. Тема основного проекта в этом году - "Глубоко внутри".
Междисциплинарный интернациональный проект "Удел Человеческий"
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский музей современного искусства (MMOMA) и Еврейский музей и Центр толерантности представляют совместный проект " Удел Человеческий". Художественный руководитель проекта - один из самых авторитетных российских специалистов в области современного искусства – куратор и теоретик Виктор Мизиано. Инициатор – Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).
Проект состоит из семи разделов - сессий. Первая, Границы человеческого, уже закончилась. Еще шесть сессий проекта пройдут в 2016-2018 гг.
Сентябрь 2016. ММОМА. Вторая сессия "ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ. Любовь, дружба, подозрение, отвращение"
В статье использованы материалы с официальных сайтов музеев и площадок, а также информационных лент timeoutmoscow, moslenta. Все фотографии взяты из открытых интернет-источников.